Для руководителя праздники – это большая проблема. Прерывается процесс производства или сбыта. Неизбежно происходит отрыв сотрудников от работы, что влечет за собой период восстановления результативности работы. Особенно это актуально в новогодние и майские праздники, когда страна отдыхает по 5 – 10 дней подряд. Руководитель не будет руководителем, если потеряет контроль над ситуацией. Каким образом руководитель может управлять мотивацией после продолжительных праздников? Как Лидеру вернуть настрой Команды? Как быстро включить в работу на 100% после долгих праздников?
Давайте рассмотрим вопрос государственных праздников с точки зрения коммерческой организации. Я имею в виду компании, которые зарабатывают деньги и выживают в бизнесе благодаря собственной активности. Сотрудники получают два дополнительных отпуска с 1 января по 10 января и фактически с 1 мая по 9 мая. На это время необходимо остановить бизнес-процессы или платить сотрудникам деньги за переработку. Но это еще не вся трагедия, за время длительных перерывов сотрудники теряют темп работы. Сначала перед праздниками: «Зачем напрягаться – ведь скоро праздник!». Затем сразу после праздника: «Сейчас все равно никто не работает, все только собираются!». Иначе говоря, мотивация сотрудников выходит из под контроля, и кроме праздников организация теряет еще несколько дней на восстановление темпа работы. Как можно работать с мотивацией сотрудников после длительных праздников?
Основная ошибка руководителя при решении вопроса с мотивацией после праздника – это слишком быстрое введение сотрудников в ситуацию аврала. Руководитель таким способом обеспечивает рабочую атмосферу, однако при этом он сильно рискует, в первую очередь своим авторитетом. Кроме того, быстрый старт может слишком вымотать сотрудников за очень короткое время. Да, именно вымотать за очень короткое время. Работа сотрудника – это не спринт, а марафон… Сотрудники утомляются под прессингом и теряют мотивацию к работе, даже если она у них была.
Прежде всего, задумайтесь над таким вопросом: «Какова мотивация у моих сотрудников сразу после праздников?». Да, прямо сейчас задайте себе этот вопрос.
Ответ на этот вопрос позволил существенно изменить результативность и темп работы сотрудников после праздника. Как я ответил на этот вопрос...
По идее сотрудники придут на работу отдохнувшими и полными энергии. В то же время они провели в праздности больше недели, следовательно, потеряли часть информации (за обеденным столом или на вечеринке…).
Надо сказать, что именно такое состояние и бывает у большинства моих знакомых продавцов, руководителей и менеджеров. Лишь малая часть людей способна сохранять логику рабочего процесса после перерыва в 10 дней.
Что же получается, в голове ни бум, бум. НО энергии хоть залейся. На мой взгляд, это самое общее объяснение мотивации сотрудника после праздника. Если честно, не вижу причин забираться в более глубокое понимание внутренних мотивов сотрудника, ибо в этом случае, мы несомненно упремся в персональную мотивацию каждого сотрудника.
Каковы психо- и физиологические механизмы, управляющие снижением работоспособности сотрудника после праздника? Дело в том, что за такой длительный перерыв, мозг перерабатывает информацию и переводит ее из оперативной памяти (необходимой каждый день) в долгосрочную память (необходимой только изредка). Восстановление информации по рабочим аспектам в оперативной памяти требует стимула. Такой стимул необходимо создать как можно быстрее.
Приведу несколько примеров работы лидеров в организациях по созданию стимула к работе после праздников. Обращаю внимание, что примеры взяты из различного бизнеса и могут быть неуместны в вашей работе, выбирайте наиболее подходящий для вас сценарий.
Пример 1. «Совместное планирование»
Руководитель подразделения в первый рабочий день собрал всех сотрудников на совещание (во второй половине дня). На этом совещании был проведен мозговой штурм на разработку новой стратегии противостояния конкуренту, который за праздники подготовил акцию. Участники активно высказывались и предлагали свои решения, одновременно вспомнили основные моменты собственной работы. В дальнейшем идеи были реализованы с поддержкой руководителя.
Пример 2. «Утренняя планерка»
Руководитель отдела собрал сотрудников утром в первый день на традиционное утреннее собрание. Там они повторили планы на текущий месяц, вводную информацию и напоминание целей Компании. Также руководитель напомнил о том, что в праздники не зарабатываются деньги, и пришло время зарабатывать.
Пример 3. «Утренний кофе»
Руководитель пришел в начале первого рабочего дня (с тортом) и предложил сотрудникам попить кофе и поговорить. За столом коротко обсудили прошедший праздник, а затем плавно перешли на текущие дела, сотрудники вспомнили о трудностях, которые стояли перед ними до праздников и что им потребуется в ближайшее время.
Пример 4. «Обучение»
В течение первой недели после праздников все сотрудники отдела (посменно) прошли тренинг на тему «Личная эффективность». Тренер смог повысить энергию и поднять уровень знаний и профессиональных навыков. Участники активно задавали вопросы по теме и имели высокую заинтересованность в обучении. Результаты текущего месяца были улучшены по сравнению с прошедшим годом на 63%. Даже за вычетом общего роста компании показатель впечатляющий.
Уважаемый читатель, выбор всегда остается за вами. Однако, прошу обратить внимание на вопрос поддержания мотивации. Потому что вышеперечисленные способы в настоящий момент используют единицы! Большинство руководителей просто не предпринимают никаких действий, направленных на удержание или возврат мотивации после праздников, так как они в это время решают собственные проблемы на этом поприще. У вас есть возможность стать Лидером в этом направлении и увеличить собственную управленческую компетентность.
Автор: бизнес-тренер Николай Смирнов
Источник: http://master-class.spb.ru