Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, тенденции и прогнозы

2011-й в России и мире

Фарминдустрия всегда отличалась динамичностью, и 2011 год не стал исключением, ознаменовавшись несколькими глобальными сделками по слиянию и поглощению. В частности, одним из главных событий стало приобретение французской компанией Sanofi американской биотехнологической компании Genzyme за 20,1 млрд долларов. Японская Takeda взяла под контроль швейцарскую Nycomed (сумма сделки — 9,6 млрд евро), а израильская Teva купила Cephalon (США) за 6,8 млрд долларов. Наиболее «щедрыми» на покупки были американский Pfizer и канадская Valeant, специализирующаяся на разработке лекарственных средств для дерматологии.

Немалое влияние на мировую фармацевтическую отрасль оказало окончание патентных сроков ряда ключевых препаратов таких компаний, как EliLilly, Pfizer и Novartis. Кроме того, в прошлом году, несмотря на общую стабильность, многие игроки «Биг фармы» провели сокращение персонала. Так, в подразделении Nutrition компании Abbott произошло значительное количество увольнений в апреле — в направлении клинического питания, а в декабре — в сфере детского питания.

В прошлом году, несмотря на общую стабильность, многие игроки «Биг фармы» провели сокращение персонала.

В качестве тенденции можно отметить и участившееся переходы командами: в компанию «Хербс Трейдинг», например, в 2011 году из Actavis пришла глава представительства Ирина Мустяца, и большая часть ведущих менеджеров последовала за ней; в той же компании Actavis пост главы представительства в 2010 году занял Григорий Чудаков, и в 2011 году большая часть команды пришла за ним из компании Zentiva.

За 2011 год лишь небольшое количество фармацевтических фирм значительно расширяло свое численное присутствие на территории России. В большинстве же открытые вакансии были связаны с естественными процессами ротации персонала. Из числа новых международных игроков на отечественный рынок вышли компании Allergan (США) и Takeda (Япония).

Для российского рынка 2011 год, по оценкам экспертов, стал самым неудачным, даже по сравнению с кризисными 2008 и 2009 годами. Дело в том, что фармацевтические компании, работающие на территории нашей страны, сталкиваются с все большим количеством проблем:

  • государственное регулирование цен,
  • сложная система регистрации и перерегистрации лекарственных препаратов,
  • система госзакупок,
  • пристальное внимание со стороны антимонопольных органов — и это только часть из них.

Все больше и больше компаний запускают или планируют к запуску заводы по производству лекарственных препаратов на территории России (Nycomed, AstraZeneca, Teva и др.). На этом пути они сталкиваются со смежными вопросами, начиная со способов финансирования производства и заканчивая строительством, запуском в эксплуатацию и получением различных разрешений на осуществление деятельности. В связи с этим возрастает потребность в технологах фармацевтического производства, специалистах по лицензированию, специалистах складского комплекса и службы качества. Но сложность в том, что их очень мало на российском рынке, так как в период спада фармацевтического производства многие из них переквалифицировались, а те, которые остались в отрасли, зачастую не знают практики работы по новым стандартам и английского языка. В результате опытных специалистов со знанием иностранного языка компании готовы «перекупать» и «перевозить» с дотациями на места производства, которые в основном расположены в ЦФО.

В трендах — эффективность продаж и маркетинг

В 2011 году всеобщее внимание было приковано к судьбе проекта ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в числе прочего призывавшего ограничить взаимодействие менеджеров по продажам с медицинским сообществом. В связи с этим во второй половине 2011 и начале 2012 годов наблюдается уменьшение количества вакансий в отделе продаж на 17-20%. Работодатели, несмотря на то, что принятый в итоговом чтении закон оставил работу медицинских представителей без изменений, заняли выжидательную позицию. Сейчас большинство из них пытаются прогнозировать развитие ситуации в работе с врачебным сектором и в первую очередь оптимизировать отделы продаж.

Интересно, что на фоне относительного затишья в коммерческом направлении наблюдается массовая тенденция к привлечению КАМов (менеджеров по работе с ключевыми клиентами) с FMCG-рынка или соискателей, имеющих профильное экономическое образование. Это связано с тем, что подрастающие кадры с мед- или фармобразованием в силу определенной специфики работы не могут удовлетворить серьезные амбиции фармкомпаний по занятию обширной доли на рынке. А вот региональных и территориальных менеджеров компании стремятся растить самостоятельно.

Лояльными и эффективными считаются сотрудники, которые провели в рамках одной компании 3-5 лет, а не 2-3 года, как было несколькими годами ранее.

Заметно возросла потребность (на 20-25% по сравнению с 2010 годом) в специалистах по тендерным продажам, а также в менеджерах по эффективности работы отдела продаж (Field Force Effective). В первом случае на данные позиции чаще всего переходят менеджеры по работе с ключевыми клиентами госпитального сектора, а во втором — менеджеры второй линии (Area Sales Manager, Field Force Manager). В открытый поиск эти вакансии выходят редко, и в основном их занимают внутренние специалисты компаний.

По-прежнему остается высоким спрос на опытных специалистов в департамент маркетинга (Product manager, Group Product manager). Вообще, фармацевтические компании всерьез начинают фокусироваться именно на маркетинг-продвижении своей продукции, и если ранее менеджер по продукту в своем портфеле имел несколько препаратов (брендов), то теперь участники рынка стремятся к индивидуальному подходу. Считается, что менеджеры по продукту из оригинальных компаний наиболее востребованы. Работодатели готовы перекупать таких профессионалов и вверять им довольно объемный и сложный в плане стратегии функционал.

Принятие еще в 2010 году закона «Об обращении лекарственных средств» сильно усложнило процедуру регистрации лекарственных препаратов и проведение клинических исследований. Поэтому в условиях жесткой конкуренции по срокам вывода новых препаратов на рынок компании готовы бороться за сильных мониторов клинических исследований и менеджеров по сертификации/регистрации. Также интерес понемногу начинают привлекать специалисты по фармакобезопасности, так как повсеместный перевод производственных площадок на GMP-систему требует по-настоящему экспертной поддержки.

В госпитальном секторе сейчас наиболее востребованы менеджеры, имеющие опыт работы в сегменте ДЛО и по программе «7 нозологий», а также продвижения дорогостоящих и редких препаратов.

В целом можно отметить, что, начиная с 2010 года, сроки закрытия вакансий в отрасли значительно возросли. Если в 2009 году средний срок закрытия позиций менеджеров первой линии (региональные менеджеры, КАМы и др.) составлял 40-60 дней, то в 2011 году — 60-100 дней. При этом также значительно увеличилось количество соискателей, претендующих на подобные вакансии.

Работодатели достаточно тщательно относятся к отбору резюме. Лояльными и эффективными считаются сотрудники, которые провели в рамках одной компании 3-5 лет, а не 2-3 года, как было несколькими годами ранее. Компании ориентированы на более стабильных кандидатов, поэтому переходы каждые 2 года необходимо очень уверенно аргументировать.

Снижение темпов роста фармацевтического рынка в России уже не дает возможности такого быстрого карьерного роста, как это было в 2007-2009 годах. На рынке большое количество менеджеров первой и второй линий, которые готовы к дальнейшему профессиональному и карьерному росту, но вакансий следующего уровня очень мало, и возможность поучаствовать в конкурсе на них минимальна, так как все запросы от компаний топ-30 — на специалистов с аналогичным опытом работы от 2-3 лет. То есть шансов у опытного регионального менеджера перейти в крупную компанию с повышением до Area Sales Manager немного.

Снижение темпов роста фармацевтического рынка в России уже не дает возможности такого быстрого карьерного роста, как это было в 2007-2009 годах.

Что касается компенсаций, то по сравнению с 2009-2010 годами в 2011 и начале 2012 годов наблюдался незначительный рост уровня заработных плат — в среднем он составил 10-15%. Компании сегодня зачастую не готовы идти навстречу финансовым ожиданиям кандидатов.

Что дальше?

Говоря о перспективах, стоит выделить важный аспект — вступление России в ВТО. Это событие непременно должно оказать влияние на развитие отрасли в целом, привести к росту конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Компании, предпочитая сохранять экономный режим расходования бюджетов, будут вынуждены конкурировать между собой в том числе за квалифицированный персонал, перекупать сотрудников и ценные кадры, способные вывести их бизнес на новый уровень. В виду данной тенденции работодатели будут пытаться усилить свои команды, в частности медицинскими представителями и специалистами в области продуктового менеджмента.

Резюмируя, с большой долей вероятности можно предполагать, что критичных изменений на рынке труда фармацевтической отрасли в этом году не ожидается: 2012 год в большей степени продолжит тенденции развития фармацевтического рынка предыдущих периодов, основной из которых является стабильно повышенный спрос работодателей на высококвалифицированных специалистов, владеющих искусством продаж, а также знаниями в маркетинге и экономике.


Источник: http://planetahr.ru