Острая конкуренция, необходимость снижать издержки и изменение покупательского поведения вынуждают розницу менять формат. В частности в последнее время наблюдается тенденция отхода от формата гипермаркетов в сторону новых видов магазинов.
За последние 3 года X5 Retail group открыла в Москве 65 магазинов в формате «магазин у дома» под брендом «Перекресток-Экспресс»; O’Key планирует довести свою сеть небольших магазинов до 84 в течение ближайших трех лет; вот-вот появятся первые магазины «Фасоль», принадлежащий Metro Cash&Carry. Развитие магазинов у дома частично связано такими объективными факторами как нехватка свободных площадей в мегаполисах, сложности с подъездами и парковкой. С другой стороны, люди все чаще отдают предпочтение небольшим магазинам в шаговой доступности, куда не надо пробираться через огромные пробки, часами ходить между полками, а затем стоять в длинных очередях в кассу.
Одновременно с этим развиваются и другие форматы магазинов. Ряд продавцов электронной и бытовой техники перешли на продажи через терминалы: так работают магазины «Юлмарт» и «РиК-Компьютерс» в Санкт-Петербурге. Крупные ритейлеры начинают интересоваться RFID-технологией, которая позволит полностью автоматизировать магазин, так что отпадет необходимость найма продавцов и кассиров. Все это говорит об активном поиске новых форматов в сегменте розничной торговли, и основными причинами являются необходимость сокращения издержек и увеличения объема продаж.
Очевидно, что изменение концепции розничных продаж влечет за собой изменение требований к персоналу. На уровне директора магазина речь идет, прежде всего, о более глубоком знании маркетинга и рекламы. Ведь несмотря на то, что общая концепция магазинов продумывается на уровне руководства всей сети, именно директор конкретного магазина как никто другой видит эффект каждого мероприятия и может предложить важные усовершенствования. А для магазина, работающего в новом формате, это очень важно.
В первую очередь директору магазина нового поколения придется постичь основы так называемого локального маркетинга: систему маркетинговых приемов, направленных на увеличение продаж конкретного магазина. Для этого необходимо знать основные методы сегментации потребителей и понимать, чем именно конкретный магазин может удержать свою аудиторию. Ведь в разных городах и даже разных районах одного города специфика аудитории может серьезно отличаться даже для магазинов одной сети. А ведь именно эта специфика должна обязательно учитываться при планировании промоакций и локальных рекламных компаний.
Одной из ключевых компетенций для директора магазина станет умение собирать обратную связь от своих покупателей. Безусловно, статистика продаж, размер среднего чека и перечень самых продаваемых позиций ассортимента многое могут рассказать о потребностях и особенностях покупательского потребления аудитории, но для получения по-настоящему интересных данных о том, как покупатели делают выбор, какие дополнительные услуги им могли бы быть интересны и как убедить их заходить в ваш магазин каждую неделю вместо одного раза в месяц, необходимо использовать опросы, анкетирование и другие методы сбора информации. Причем использовать грамотно, чтобы не отпугнуть своих потенциальных и реальных покупателей.
Другим ключиком к успешной работе директора магазина станет умение запускать «сарафанное радио». Помимо отличного ассортимента и первоклассного сервиса, которые сами по себе заставят людей говорить о вашем магазине, есть целый ряд маркетинговых приемов, призванных активизировать передачу восторженных отзывов из уст в уста. Понимание принципов функционирования этого маркетингового канала позволит существенно улучшить обороты магазина.
Наконец, формирование и поддержание лояльности постоянных покупателей также является заботой директора магазина. Какие стратегические и тактические методы действительно помогают удержать покупателя? Как не дать покупателю уйти в открывшийся по соседству магазин конкурента, если там еще и цены ниже? Знание ответов на эти вопросы скоро станет обязательным требованием к претенденту на должность директора магазина.
Одновременно с ужесточением требований чуть поднимутся и зарплатные предложения. Тем более, что конкуренция за рабочие места среди директоров магазинов не такая большая: на 1 вакансию претендует всего 2,9 соискателей.
Рассмотрим подробнее, какие должностные обязанности вменяют директорам магазинов собственники бизнеса и какие требования предъявляют вакансии к претендентам на эту позицию.
Должностные обязанности
Управление торговым процессом магазина:
- участие в формировании ассортиментной и ценовой политики;
- организация представления товара в торговом зале;
- учет ТМЦ, контроль наличия ассортимента, качества товара, обязательных сопровождающих документов;
- проведение переоценок, контроль над правильностью цен на товары;
- участие в организации и проведении инвентаризаций в магазине;
- контроль соблюдения стандартов обслуживания, кассовой дисциплины;
- контроль за оформлением зала;
- обеспечение выполнения планов реализации (месячный, квартальный, годовой);
административная деятельность:
- координация и выполнение нормативов по охране труда и противопожарной безопасности, урегулирование вопросов с контролирующими органами;
- взаимодействие с арендодателями;
- взаимодействие с центральным офисом;
управление персоналом:
- подбор, адаптация, мотивация, обучение персонала, контроль выполнения поставленных задач;
- составление графиков работы и ведение табелей рабочего времени;
аналитика и отчетность:
- анализ финансовых и других показателей: объем продаж, товарооборот, средний чек и т.д.;
- разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности работы магазина;
- ведение отчетности.
Зарплатные предложения и требования работодателей
Среднее зарплатное предложение для директора магазина в Москве составляет
Соискатели, впервые претендующие на должность директора магазина, должны иметь стаж работы в розничной торговле не менее 3 лет, законченное образование: высшее или среднее специальное. Также необходимо знать методы, технологии и правила розничной торговли, закон о защите прав потребителей. Начинающему директору магазина потребуется подготовка по вопросам, связанным с охраной труда, управлением и мотивацией персонала. Пригодятся знания первичной бухгалтерии и навыки работы с программой «1С». Стартовый оклад, на который могут рассчитывать кандидаты без опыта управления магазином, в Москве составляет от
Немногим более зарабатывают директора магазинов с опытом работы от 1 года. Основные требования вакансий для таких специалистов касаются компетентности по всем вопросам, связанным с работой розничного магазина, и наличия хороших управленческих навыков. Директора магазинов с небольшим стажем работы зарабатывают в столице до
Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям, имеющим стаж работы директором магазина от 2 лет. Решающим фактором при трудоустройстве может оказаться опыт управления магазином по профилю компании-работодателя (продукты питания, одежда, обувь, бытовая химия, косметика, детские товары и т.д.). Один из обязательных вопросов на собеседовании – навыки взаимодействия с контролирующими органами. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, в Москве достигают
На максимальную зарплату могут претендовать директора магазинов с опытом работы от 3 лет. Высокий оклад предлагают соискателям крупные магазины, бутики класса «Lux» и вновь открываемые торговые предприятия. От претендентов требуется наличие опыта работы в схожих организациях. Верхняя планка зарплатных предложений для директоров магазинов в Москве составляет
Портрет соискателя Согласно исследованию рынка труда, среди соискателей должности директора магазина преобладают женщины (72%). Молодежь в возрасте до 29 лет составляет 31% кандидатов, специалисты от 30 до 39 лет – 42%, от 40 до 49 лет – 23%, старше 50 лет – 4%. Высшее образование имеют 68% директоров магазинов. |
Источник: http://www.superjob.ru