Соцпакет: что желаем, что имеем

 Соцпакет: что желаем, что имеем — 2

В октябре 2011 года аналитический центр портала Rabota.ru провел исследование на тему «Соцпакет: что желаем, что имеем». В опросе принимали участие работодатели и сотрудники. Из возможных пунктов соцпакета первые выбирали тот, который распространен в их компании, вторые — желаемый для себя вариант. Спустя полгода опрос был проведен повторно. Интересно, насколько изменились возможности работодателей и предпочтения соискателей?

Хочется отметить, что содержимое социального пакета действительно волнует пользователей портала. Специалисты аналитического центра портала Rabota.ru спросили соискателей о наиболее важных его опциях. На вопрос «Какие составляющие соцпакета являются наиболее важными и полезными для вас?» ответили 2440 человек.

Начнем с наиболее интересных пунктов. По сравнению с октябрем, лидирующие позиции не изменились, в целом как и общее расположение в списке возможных бонусов от компании. Большинство соискателей — 22% — по-прежнему выбирают полную оплату больничного листа и отпуска по беременности и родам вне зависимости от стажа. Второе место занимает полис дополнительного медицинского страхования для сотрудника и членов его семьи — за него проголосовали 17% опрошенных. Около 15% респондентов выбрали для себя оплату жилья или предоставление ипотечного кредита. В октябре 2011 года показатели для этих позиций были немного ниже — 18%, 14% и 14% соответственно. Можно предположить, что проблемы здоровья, качественного медицинского обслуживания, а также доступных условий жилья являются злободневными для сотрудников российских компаний.

К сожалению, наиболее предпочтительные пункты соцпакета для соискателей вовсе не являются приоритетными для работодателей. Так, всего 14% компаний предоставляют своим сотрудникам полис ДМС, 8% — полную оплату больничного листа. Всего 1% российских организаций оплачивает жилье или предоставляет ипотечный кредит. По сравнению с данными прошлогоднего опроса, ситуация практически не изменилась — 12%, 8% и 1% соответственно.

Есть еще один пункт, за который в процентном соотношении проголосовало немного больше пользователей, чем в прошлом году (6% против 5%) — предоставление беспроцентного займа (потребительский кредит). Во многих западных компаниях этот пункт является дополнительным фактором для удержания наиболее ценных сотрудников, особенно в моменты «нападения» хедхантеров. Возможно, российским компаниям стоит перенять опыт зарубежных коллег — пока всего лишь 1% отечественных работодателей готов предложить своим работникам данную опцию.

Какие еще составляющие социального пакета являются важными для соискателей? 8% участников исследования заинтересованы в компенсации транспортных расходов. Практически 6% — в корпоративном обучении, столько же — в льготном или бесплатном питании. Здесь сотрудники угадали наиболее популярный ответ среди работодателей. 19%, а это большинство из опрошенных российских компаний, готовы предложить своим сотрудникам обеды за счет организации. В октябре этот показатель был меньше — 12%.

Оставшиеся пункты в списке наиболее желаемых льгот для сотрудников расположились следующим образом. Одинаковое количество голосов — по 4% — получили льготные путевки на отдых и компенсация расходов на бензин/ремонт личного автомобиля (5% и 4% в октябре соответственно). 3% респондентов отдали предпочтение стоматологической страховке и оплате отпуска по уходу за ребенком (5% и 4% в октябре соответственно). Интересы соискателей абсолютно не изменились относительно следующих пунктов: выплаты при внештатных ситуациях (по 2% голосов в двух исследованиях), оплата/частичная оплата карты в фитнес-клуб (также 2%), оплата мобильной связи (1%) и корпоративный транспорт (1%).

В целом можно отметить, что интересы соискателей в отношении составляющих социального пакета также разнообразны, как и полгода назад. В докризисные времена работники активно требовали так называемые «бенефиты» — элементы соцпакета, призванные обозначить престиж компании-работодателя (например, карту в фитнес-клуб или возможность достойного семейного отдыха). Сегодня на первом месте стоит самое необходимое: оплата больничного, медстраховка, беспроцентный кредит. Объясняется это тем, что трудящиеся находятся в условиях экономической нестабильности и, повышая требования к работодателю, стараются обезопасить себя и своих близких.

Теперь рассмотрим опции соцпакета, предлагаемые российскими работодателями. На вопрос «Какие опции соцпакета применяются в вашей компании» ответил 381 работодатель.

Как и прежде, на первое место выходят наименее затратные составляющие. Помимо льготного питания, о котором мы говорили выше, 17% компаний готовы предложить своим сотрудникам оплачиваемую мобильную связь и 11% — корпоративное обучение (в октябре 2011 года этим «похвастались» 14% и 10% работодателей соответственно).

Не совсем популярный среди соискателей пункт «Выплаты при внештатных ситуациях» набрал 9% голосов опрошенных компаний. В 2011 году эту опцию готовы были предложить около 15% работодателей. В следующих двух позициях компании также заинтересованы немного больше, чем сами соискатели: 6% оплачивают отпуск по уходу за ребенком и 5% — корпоративный транспорт (5% и 4% в 2011 году соответственно). Как и в прошлый раз, 3% работодателей готовы компенсировать своим сотрудникам транспортные расходы. Остальным опциям было отдано по 1% голосов.

Проанализировав данные опроса и сравнив его с результатами прошлого исследования, можно сделать вывод: далеко не все пункты соцпакета, предлагаемые компаниями, также востребованы среди соискателей. Хочется отметить, что многие работодатели готовы обеспечить своих сотрудников дополнительным медицинским страхованием. Однако большее внимание все-таки уделяется льготам, способным сделать работу сотрудника более продуктивной, а именно — оплате питания, мобильной связи, обучению. Такой важный для соискателей пункт, как предоставление ипотечного кредита, готов предложить всего 1% работодателей.

Сегодня социальный пакет стал неотъемлемым атрибутом корпоративного управления. Успешные профессионалы могут позволить себе выбирать компанию, исходя из дополнительных бонусов и льгот, ведь достойный соцпакет — признак надежности и стабильности работодателя.

 

Источник: http://www.rabota.ru/research/statistika_rynka_truda/sotspaket_chto_zhelaem_chto_imeem__2.html?subscr_ml=2012-06-25-1

Материал подготовлен Надеждой Кобиной, специалистом кадровой компании Tom Hunt

  • Подбор персонала
  • Отзывы клиентов
facebook